www.shahtinsk.gov.kz ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС АКИМАТА ГОРОДА ШАХТИНСКА
Например: Финансы
Баннер Баннер Баннер Баннер Баннер Баннер

Новости области

23 Июля 2019
10 сакральных мест в Акмолинской области

Археолого-этнографический комплекс «Кумай»

«Түрік қағандар ордасы» - «Резиденция тюркских правителей». Памятники культурного комплекса «Кумай», расположенные близ Нур-Султана, содержат в своём составе культурное наследие нескольких тысячелетий. Они компактно локализованы на одной территории, в пределах государственного национального парка «Бұйратау», у подножья одноимённой горы, в Ерейментауском районе Акмолинской области.

Наиболее яркими являются тюркские культовые оградки с антропоморфным изваянием - балбалом. Исконно тюркская традиция поклонения и обожествления великих предков, выраженная в сооружении ритуальных оград в долине Кумай, представлена во всём великолепии.

Наряду с культовым памятником «Кос батыр» здесь расположен комплекс объектов, относящихся к эпохам древнего Казахстана. Большой научный интерес представляют наборы атрибутов, изображённые на скульптурах; сосуд; предметы украшения и вооружения, служащие в качестве источников по различным аспектам комплексных археологических и этнологических исследований, включающих разделы от хронологии бытования предметов до вопросов, касающихся регламента социального ранжирования мировоззренческих устоев традиционного тюркского общества. Это единственный на территории области многокомпонентный культурный комплекс, представленный памятниками эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского периода.

Все памятники компактно расположены в радиусе 5-7 км, на террасе левого берега реки Кумай. Аналогов такой представительности неразрывного единства культурного наследия и окружающей природной среды нигде на территории Казахстана не встречается.
 


 

Мавзолей Олжабай Толыбайұлы

Захоронение расположено близ аула Олжабай-батыра в Ерейментауском районе Акмолинской области.
Олжабай - прославленный казахский батыр из племени Аргын Среднего жуза. Современник и соратник Богенбай-батыра. Родился в 1709 году, умер в 1783-м. Его прадед Айдабол был известным бием. Отец Олжабая - Толыбай - погиб в годы великого бедствия «Ақтабан Шубурунды», защищая народ от джунгарского нашествия. В то время Олжабаю было 13 лет, и он воспитывался у дяди Каратай-батыра. Олжабай с юных лет проявлял отвагу. Повзрослев, стал участвовать в битвах.
В сражении с джунгарами в отрогах Баянаульских гор Олжабай-батыр проявил храбрость и героизм. Его имя стало кличем воинов Среднего жуза. Сохранились песни и сказания, воспевающие отвагу, мужество, меткость, великодушие Олжабай-батыра.
Олжабай-батыр является предком поэта, писателя-литературоведа Олжаса Сулейменова, и известного казахского учёного-археолога А. Х. Маргулана.


Место захоронения Науана Хазрета

Наурызбай Таласов, известный в народе и литературе как Науан Хазрет, - личность историческая. Во всей казахской степи его знали как богослова, проповедовавшего мусульманскую нравственность, и борца за права казахов.

Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Отец его из рода Караул поколения Шунгырша. Далее его родословная идёт в такой последовательности: Шугул - Акан - Кутболат - Талас - Наурызбай.
После окончания высшей духовной семинарии в Бухаре в совершенстве владел фарси и арабским языками, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил по-русски. Осенью 1886 г. был избран имамом Кокшетауской соборной мечети.

Науан Хазрет многое сделал в духовном просвещении населения, упорядочил и упростил религиозные обряды. По его инициативе, на пожертвования мусульман, в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть, организованы курсы по переподготовке сельских мулл.
Он выступил за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о школьном образовании детей. На занятиях в медресе и на проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний.
При соборной мечети, так же на пожертвования, Науан Хазрет открыл медресе с интернатом, где наряду с мусульманским давалось и светское образование, дети наизусть читали стихи Абая, пели песни Биржана-сала, Акана Сери. Большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков, классиков литературы Востока: Фирдоуси, Навои, Саади, Низами и других авторов.

Умер Науан Хазрет в г. Кокшетау, в 1916 г., в возрасте 73 лет, и похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа. Но до недавнего времени не были известны ни точная дата смерти, ни место его захоронения. Спустя некоторое время случайно был обнаружен надгробный камень, который был расколот на две части и врос в землю. На камне хорошо прочитывалась надпись, высеченная арабским шрифтом: «Бұл Көкшетау шаһараның бас имамы Науан-Мұхаммед Таласұлына қойылды, 73 жасында фаниден бахиға көшті, 1916 жыл» («Здесь покоится имам города Кокшетау, который ушёл из жизни в 73 года, 1916 год». Камень был восстановлен в прежний вид.


Мавзолей Баубек-батыра

Мазар находится в с. Ишимское отд. Кызыл Ту.
Баубек Бекмурзаулы родился в 1824 году на территории Кокшетауской области. Его отец Бекмурза был богатым и известным человеком своего времени. Баубек рано лишился отца и матери. В 9-летнем возрасте он попадает в ближайшее окружение известного хана Кенесары Касымова. Впоследствии становится его приёмным сыном. Учится военному делу. С юношеских лет Баубек обладал небывалой природной силой, отличался стойкостью.
В 15-16 лет принял участие в одном из крупных сражений с киргизами, и прославился, победив известного киргизского батыра Отыншы. С тех пор он стал зваться Баубек-батыром. Во время подготовки и проведения восстания Кенесары был одним из его преданных помощников.

Из-за того, что он пользовался уважением своего народа, был его защитником, участником восстания против царского правительства, из-за непоколебимости его взглядов, царская администрация выслала Баубека в Тюменскую область, где он умер в 1884 году.

Потомки батыра в память о своём известном предке общими силами построили Мавзолей Баубека Бекмурзаулы, торжественное открытие которого состоялось 16 октября 1993 года. Аул Кызыл Ту был переименован, и называется сейчас Аул Баубек-батыра.

По известным причинам имена людей, связанных с движением Кенесары Касымова, долгое время находились в забвении, поэтому жизнь и деятельность Баубек-батыра недостаточно изучена. Мало сохранилось о нём исторических материалов. Но многие казахские писатели обращались к изображению его образа в своих произведениях: Ильяс Есенберлин - в исторической трилогии «Кочевники», Сабыр Шарипов - в повести «Ерден коли» (Озеро Ердена), его имя упоминается в «Истории Казахской ССР», вышедшей под редакцией известного историка Ермухана Бекмаханова.


Мавзолей Кабанбай-батыра

Находится в 5 км от с. Кабанбай Целиноградского района.
Народ окружил имя Кабанбая (настоящее имя - Ерасыл) вечной славой, создав о нём многочисленные художественные памятники (поэмы, предания, толгау, арнау).

Кабанбай родился в конце ХVII века в семье батыра Кожакула. Ещё в начале джунгарско-казахских войн в числе первых жертв пали отец и старший брат Кабанбая. А народный гнев, как известно, всегда вырастает из личных драм.

В 16 лет Кабанбай встал в ряды борцов с иноземными поработителями.
Молодой человек, воспитанный в военно-аристократической среде, хорошо овладел техникой и приёмами рукопашного боя, а также знал ведение тактического боя, что помогло ему быстро завоевать себе авторитет. В сражениях он показывал исключительную стойкость и храбрость.
Начал он свою карьеру с рядового бойца, постепенно поднимаясь по лестнице военной иерархии: командир отряда (жузбасы), полка (мынбасы), крупных соединений (туменбасы). В год великого бедствия (1723) Кабанбая назначили начальником обороны священного города Туркестана, столицы Казахского ханства. И в дальнейшем он находился во главе таких стратегически важных сражений, как Алакульское (1725), Шубартенизское (1728), Булатинское (1729), Анракайское (1729), Илийское (1730), Шаганское (1735), Шоргинское (1740). Свыше сорока лет боролся Кабанбай под знаменем освободительной войны. За это время он принял участие в 103 крупных сражениях.
В исторических источниках Кабанбай упоминается как храбрый воин. На месте захоронения батыра установлен 25-метровый мавзолей. Общая площадь постройки - 41,3 кв. м.


Мавзолей «Ботагай»

Мавзолей «Ботагай» является памятником архитектуры эпохи средневековья XI-XII веков. Он расположен в 120 км западнее Нур-Султана, в 2 км восточнее посёлка Коргалжын.

«Ботагай» - портально-купольный мавзолей с главным фасадом, ориентированным на юго-запад. Судя по чертежам и описаниям путешественников, «Ботагай» являлся одним из выдающихся шедевров архитектурно-строительного искусства Казахстана эпохи средневековья. До раскопок памятник представлял собой овальной формы холм диаметром около 30 м. Раскопки вскрыли кирпичную площадку, на которой обнаружились уникальные для региона резные терракотовые сталактиты с геометрическим и растительным орнаментом.
По описаниям И. Шингина, мавзолей «Ботагай» уже в 1816 году представлял собой «остатки древнего храма весьма порядочной архитектуры, внутри имел столбы и стены отштукатуренные, около него стоял другой подобный мавзолей».

Эти данные свидетельствуют о том, что «Ботагай» являлся одним из значимых мемориально-культовых сооружений, входивших в крупный некрополь, расположенный на левом берегу реки Нуры, принятый ошибочно путешественниками XVIII-XIX веков за остатки средневекового города. До наших дней сохранился план величественного мавзолея «Ботагай», сделанный в 1862 году казахским учёным и путешественником Шоканом Уалихановым.

Согласно легенде, в давние времена жил искусный мастер-строитель, великан Ботагай. Был он беден, но очень силён. Некий хан решил при жизни построить себе мавзолей, и пригласил для этого Ботагая. Тот приступил к строительству, и очень скоро недалеко от реки Нуры вырос мавзолей. Он был настолько огромный, что тень от него доходила до самой реки. Полюбился хану мастер за своё умение. А между тем Ботагай уже строил мост через реку на том месте, которое и поныне называется «Ботагай откели» - «брод Ботагая».

При строительстве моста одна из балок обрушилась и убила богатыря. Загоревал хан, собрал народ и обратился к нему со словами: «Замечательный человек и мастеровой был Ботагай. И решил я похоронить его в мавзолее, который он построил для меня, дабы память о нём сохранилась вечно». Память о Ботагае дошла до нас в названиях «Ботагай мазары», «Ботагай откели», «Ботагай соры».


Поляна Абылай-хана

Полувековая эпоха правления хана, известная в народе как «Золотой век Абылая», отражена не только в архивных источниках, но и в историографии. По сведениям краеведа прошлого века Карты Кантарбаева, в окрестностях Кокше-Бурабая находились две площади, связанные с именем Абылая: «Үлкен және Кіші алаңы».

По историческим данным, на поляне была ставка Великого хана Абылая, объединившего все три жуза в единое целое. Выше от стелы Абылай-хана, в 120 метрах у подножия горы Кокше, есть священное место для казахов, естественный гранитный трон Абылай-хана. Сейчас он именуется «Хан тағы».
С трона поляна видна полностью, и голос ясно слышен по всей поляне. Поэтому становится понятно каждому, почему Великий хан выбрал именно это место для принятия исторических решений. Одно из них - историческое место у горы Кокшетау - называют «Абылай хан алаңы», то есть «площадь Абылай-хана». Именно здесь почти столетие назад, поставив у подножья любимой горы юрту, наслаждаясь чудесной природой, Сакен Сейфуллин создавал свой будущий шедевр - поэму «Кокшетау». Воспевая красоту «Кербез Кокше» на основе собранных народных легенд, классик казахской поэзии создал историческую поэму, одним из главных героев которой является Абылай-хан. В окрестностях Кокшетау с эпохи Абылая до нас дошли и сохранились такие топонимы и гидронимы, как: «Ханның Қызыл ағашы», «Ханкөл», «Төре Қызыл ағашы», «Қымызынай», «Оразбұлақ», «Аталықтың ауылы», «Қара қыстақ», «Жұмақай қыстау», «Текекөл», «Жайнақкөл» и другие.

Архитектурно-исторический комплекс с экспозиционным залом «Абылай хан ордасы», посвящённый великой личности в Казахской истории ХVIII века, является местом паломничества тысячи людей, в том числе и туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

 


 

Мавзолей «Беспакыр»

Мазар «Беспакыр» - памятник культовой архитектуры Казахстана 30-х годов XIX века. Расположен в ауле Абай Коргалжынского района.
Он находится в открытой степной местности, на территории старого некрополя, на правом берегу реки Нуры. В народе сохранилась легенда, что мазар «Беспакыр» построен в честь пяти людей, погибших в годы национально-освободительной войны 1837-1847 годов под предводительством последнего хана казахов Кенесары Касымова.

Семантика слова «беспақыр» буквально означает «сочувствие пятерым». Мазар сложен из сырцового кирпича, сделанного из овечьего молока, шерсти, конского волоса и глины.
«Беспакыр» характеризует своеобразный тип мазара в виде сагана с купольной входной частью. Пропорции небольшого объёма подчёркивают плавные формы фасадных стен. Невысокий арочный вход с восточной стороны ведёт в овальную камеру, перекрытую куполом. По оси портала находится низкий арочный проём в круглую камеру в виде сагана, высота стен которого составляет 3 метра.


Пещера Кенесары-хана

В северной части Кокшетауского края расположено большое озеро. Берега его покрыты зелёным покрывалом. Это ставка Великого хана Абылая, а озеро называется Ханским. В 1802 году здесь, в ставке султана Касыма, появился на свет мальчик Кенесары, потомок великого Абылая.

Кенесары Касымулы - казахский хан, избранный в 1841 году на собрании казахской знати, лидер национально-освободительного движения 1837-1847 годов, охватившего весь Казахстан, внук великого Абылай-хана и последний из достойных потомков ханов-чингизитов.

Близ санатория «Окжетпес», с юга от озера Аулиеколь, в лесу, среди сосен, спрятана небольшая пещера, названная в честь хана Кенесары Касымова. Пещера имеет удачное расположение - у её подножья расположен отлогий камень, с выси которого можно наблюдать за всей округой. Сама пещера по форме напоминает юрту, в которой предусмотрен даже дымоход - отверстие вверху пещеры, ведущее наружу. Эта пещера знаменита среди туристов тем, что с нею связана легенда о Кенесары.

Когда Кенесары был юным батыром, очень любил со своей дружиной выезжать в бурабайские леса поохотиться на водившихся здесь зверей. Чтобы в ночи не возвращаться в ставку, Кенесары укрывался от ночного мрака и непогоды в пещере. Именно эту историю рассказывают экскурсоводы туристам.
Эта легенда вполне могла оказаться истиной. Ведь Кенесары Касымов, который являлся внуком Абылай-хана и сыном Касыма, родился в 1802 году в этом урочище. То, что он любил охоту, это общепризнанный факт. Посему и эта пещера могла служить ему ночлегом в вылазках.


Скала Окжетпес

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык - «не долетит стрела»). Высота её не пре¬вышает 300 метров над уровнем моря. Она - украшение берега озера Аулиеколь (Боровое). По свиде¬тельствам, об этой скале было сложено более 16 легенд и сказаний.

При написании своей широ¬ко известной поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живитель-ным источникам народного художественного творче¬ства и придал им особый смысл, особое звучание. Ве¬ликий поэт казахского народа, мастерски владея сло¬вом, сумел точно, талантливо передать суть легенды об Окжетпес, и она, по-новому озвученная им, стала сим¬волом любви и верности, женской чести и достоин¬ства.


Вернуться назад


Все новости региона на karaganda-region.kz

Лента новостей

Прогноз погоды

В Шахтинске облачно 23°C , Влажность 33%, Давление 719, ветер 2 м/с

Курсы валют

USD 386.34
Euro 427.25
Рубль 5.88

Голосование

Есть ли у Вас электронная цифровая подпись?
Календарь Рассылка новостей Архив новостей
Система Orphus
© 2007-2019 Официальный интернет-ресурс акимата города Шахтинска При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Яндекс.Метрика
© 2019 Разработка и поддержка: Интернет-компания «Creatida»
На главную
Назад
Қаз Рус Eng Наверх